ИНТЕГРАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ А.К.КУСАИНОВА
В современном обществе инклюзивное образование становится ключевым инструментом для обеспечения равенства возможностей всех граждан. Оно не только способствует созданию равных условий для учебы, но и требует комплексного подхода, включая психолого-педагогическую поддержку. Согласно Закону об образовании РК, такая поддержка представляет собой системно-организованную деятельность, направленную на создание условий для успешного обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
С 2008 года вопросами профессиональной подготовки взрослого населения в области инклюзивного образования в Казахстане активно занимались ученые, такие как: Кусаинов А.К., Аргынов А.Х. и Жумаканова Р.А. В настоящее время значительный вклад в исследования и популяризацию принципов инклюзивного образования в высших учебных заведениях страны вносят Мовкебаева З.А., Айтбаева А.Б., Байтурсынова А.А. и ряд других специалистов, включая Денисову И.А., Дахбай Б.Д., Жакупову Д.С., Жахину Ш.Ж. и многих других. Эти исследователи работают над разработкой и внедрением эффективных методик и программ, способствующих интеграции студентов с особыми образовательными потребностями в образовательную среду Казахстана.Ученые подчеркивают важность психолого-педагогического сопровождения для обеспечения эффективных условий инклюзивного образования. Ключевые аспекты таких условий включают изучение международного опыта, подготовку кадров, адаптацию образовательного процесса и применение методологических подходов.
Проблема оценки психического здоровья студентов в контексте инклюзивного образования приобретает особую актуальность. Учет факторов, таких как: поддержка, социальная включенность и самооценка, позволяет создать более благоприятные условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование экспериментального подхода, основанного на методах опроса и самоотчета, дает возможность оценить общее состояние студентов и их эмоциональное благополучие.
Для адаптации студентов с ОВЗ в вузе была реализована программа «Активные методы обучения на занятиях по физической культуре», в ходе которой старшекурсники под руководством преподавателей помогали первокурсникам адаптироваться. Упражнения, такие как: «Ветер» («Поменяться местами»); «Бурундуки»; «Погода»; «Управление тонусом мышц, движением»; «Воздух, земля, огонь, вода», способствовали созданию дружелюбной атмосферы и интеграции студентов в учебный процесс.
Кроме того, анализ психического здоровья студентов проводился посредством автоматизированной диагностики, что позволяло оперативно поддерживать их в процессе адаптации. Психолого-педагогическая служба играет важную роль в данной системе, включая анализ и поддержку инклюзивного образования.
Евразийский гуманитарный институт имени А.К. Кусаинова активно работает над интеграцией дорожной карты и законодательных предложений, адаптацией учебных материалов и созданием инклюзивных образовательных программ. Использование современных технологий и вовлечение сообщества помогают создать доступную и поддерживающую образовательную среду, что, в свою очередь, способствует общему повышению качества инклюзивного образования.
Изакова А.Т. – доктор психологических наук, руководитель службы инклюзивного сопровождения Евразийского гуманитарного института имени А.К. Кусаинова
Волков О.А. – старший преподаватель кафедры педагогики и истории Евразийского гуманитарного института имени А.К. Кусаинова