Инклюзивное образование
Определение, принципы, нормативные документы
Инклюзивное образование – адаптация условий обучения и воспитания к потребностям студентов с особыми образовательными потребностями (далее ООП), которые имеют ограниченные возможности, связанные с состоянием здоровья, с социально-экономическим статусом, гендером, языком обучения (иностранные студенты) и др., приводящая к успешной социализации, самореализации, личностному и профессиональному росту.
Принципы инклюзивного образования:
- личностная ориентация субъект-субъектного образования;
- непрерывность образования;
- активное взаимодействие структурных подразделений ЕАГИ со студентом с ООП, с целью его мотивации;
- обеспечение учета психологических и физиологических особенностей студентов с ООП;
- своевременная коррекция нарушений процесса социализации;
- профессиональная ориентация студентов с ООП.
Мероприятия по созданию условий инклюзивного образования исполняются согласно нормативным документам
-
- Нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций образования.
- Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года.
- Правила оценки особых образовательных потребностей.
- Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования.
- Правила оказания государственной услуги «Выдача лицензии на занятие образовательной деятельностью в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, духовного образования».
- Концепция развития высшего образования и науки Республики Казахстан на 2023-2029 г.г.
- Типовые штаты работников государственных организаций образования
- Типовой договор оказания образовательных услуг
- Минор программы
- Программа АМО в ИО
Нормативные документы ЕАГИ
- Стратегия развития вуза
- Положение об Ученом совете
- Положение о Научно-методическом совете
- Основные положения академической политики
- Положение о Совете молодых ученых
- Кодекс Академической честности
- Положение о совете по этике
- Правила проведения промежуточной и итоговой аттестации ЕАГИ
- Регламент обеспечения санитарно-эпидемиологического режима и его соблюдение обучающимися и сотрудниками ЕАГИ
- Программа воспитательной работы и молодежной политики ЕАГИ на 2021-2025 годы
Дорожная карта по развитию инклюзивного образования в Евразийском гуманитарном институте имени А.К.Кусаинова на 2023-2025 г.г.
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Обеспечить условия для физического безбарьерного доступа в учебных корпусах и студенческих общежитиях для обучающихся с ООП (пандусы, подъемники, учебные корпуса с входами, оборудованными специально закрепленными перилами и др.) | 1 ноября 2023 |
2 | Внести предложения по пересмотру требований к выдаче лицензии на предоставление ЕАГИ образовательных услуг по созданию условий для лиц с особыми образовательными потребностями | 1 ноября 2023 |
3 | Внести предложения по включению пункта о лицах с ООП, обучающихся в ЕАГИ и их трудоустройстве, в Национальную образовательную базу данных | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 3 ноября 2025 |
4 | Предусмотреть поддержку учебного пространства и учебной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями (адаптация учебного места для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, строчные лупы и программы увеличения экрана для слабовидящих, озвученные программы для незрячих, аудитории со звукоусиливающей аппаратурой для слабослышащих, сурдопереводчик для неслышащих, предварительная раздача учебно-методического материала и др.) | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
5 | Доступ к образовательным ресурсам (печатные и электронные) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушений в развитии ЛСИ | 2023-2025 г.г. |
6 | Организация в стенах ЕАГИ ресурсных центров поддержки ЛСИ | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
7 | Внести дополнения во внутренние нормативные документы вуза, с включением пункта учета образования лиц с ООП (начиная с профориентационной работы и сопровождения при поступлении в вуз до итоговой аттестации и трудоустройства). Усилить работу консультативных (ресурсных) центров ЕАГИ | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 3 ноября 2025 |
8 | В образовательные программы ЕАГИ включить пункт – «Условия реализации ОП для лиц с ООП», в котором есть описание учета особых образовательных потребностей обучающихся при реализации программы | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
9 | Разработка дополнительных образовательных программ (Minor) для будущего педагога по подготовке к работе с ЛСИ в условиях инклюзивного образования | 1 ноября 2023 |
10 | Предусмотреть курсы повышения квалификации сотрудников и ППС по работе со студентами/обучающимися с ООП | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
11 | Активное привлечение НПО,ОО, ОФ к работе и развитию инклюзивного образования | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
12 | Продолжить работу по проведению мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве ЛСИ (ярмарки вакансий, форумы, фестивали, встречи) совместно с управлениями занятости по регионам | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
13 | Организовать работу по закреплению шефства института и предприятий бизнеса над специальными школами. Запуск пилотных проектов по шефству | 1 ноября 2023 1 ноября 2024 |
14 | Обучение преподавателей, осуществляющих подготовку по специальностям «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Психология», базовому курсу прикладного анализа, методике ранней диагностики аутизма ADOS-2, коррекционной поддержке детей с ООП | 2023-2024 г.г. |
15 | Разработка модели сопровождения лиц с ООП на протяжении всей жизни (инклюзивное образование) | 2023-2024 г.г. |
Психолого-педагогическая служба по сопровождению инклюзивного образования ЕАГИ
Руководитель службы: Изакова Айжан Тендиковна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики.
Цель психолого-педагогической службы по сопровождению инклюзивного образования в ЕАГИ: создание в институте оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента с ООП, его общекультурных компетенций как будущего специалиста; помощь в адаптации этой категории студентов к учебно-воспитательному процессу в период обучения в вузе. Создание условий для базы практики и в дальнейшем помощь в трудоустройстве по выбранной профессии.
Задачи:
- помощь в адаптации студентов с ООП, особенно младших курсов к образовательному процессу;
- учет преподавателями в организации образовательного процесса ограничений, имеющихся у студентов с ООП;
- создание условий для максимальной интеграции студентов с ООП в учебную среду, формирования позитивного отношения студентов с ООП к себе, к своей учебе, к окружающим людям;
- создание условий для эффективного взаимодействия всех участников процесса сопровождения студентов с ООП;
- формирование позитивного отношения к студентам с ООП со стороны студенческой аудитории;
- организация психопрофилактических тренингов по развитию уверенного поведения, снижению тревожности, агрессивного поведения и профессиональному развитию студентов;
- привлечение студентов с ООП к активной деятельности студенческого сообщества вуза;
- поддержка интеллектуальной инициативы и развитие творчества студентов с ООП;
- психопросветительская помощь кураторам академических групп для выявления и актуализации работы со студентами с ООП;
- развитие системы информирования, системы сотрудничества между различными структурами города в сфере психологической адаптации студентов с ООП, их профессиональной подготовки и трудоустройства;
- организация базы для прохождения всех видов практики в период обучения в вузе;
- помощь в трудоустройстве.
№ | Мероприятия |
1 | Банк данных о студентах с ограниченными возможностями здоровья |
2 | Условия безопасности и комфортности обучения студентов с ООП на протяжении всего периода обучения в ЕАГИ |
3 | Условия благополучной социально-психологической адаптации студентов с ООП:
|
4 | Повышение качества овладения профессиональными и общекультурными компетенциями у студентов с ООП:
|
5 | Воспитание у студентов с ООП патриотизма, стремления к личностному развитию, творческой активности |
6 | Шефство над специальными школами. Запуск пилотных проектов по шефству |
Архитектурная безбарьерная среда
- На постоянной основе обновляются (окрашиваются) первая и последняя ступени лестниц.
- Наличие пандусов на крыльцах.
- На постоянной основе окрашиваются пандусы на верхнем и нижнем уровнях.
- На постоянной основе окрашиваются площадки контрастными цветами на верхнем и нижнем уровнях.
- Проложена тактильная плитка из полиуретана: путеводитель дляслепых и слабовидящих.
- Используются приспособления для доступного передвижения внутри учебных корпусов: в соответствии с требованиями расположены номера аудиторий, названия кабинетов академической службы, библиотеки и столовой.
- Наличие маркировки для стеклянных дверей со знаками «Осторожно препятствие».
- Туалеты имеют опоры для студентов с нарушениями ОДА.
Обеспечение инклюзивного образования
Обеспечение инклюзивного образования техническими средствами информации и психолого-педагогическими технологиями
- Компьютеры, на которых предусмотрено использование специальных возможностей операционной системы Windows и имеется доступ к электронным библиотечным системам.
- Программное обеспечение «Экранный диктор».
- Программное обеспечение «Экранная лупа».
- В библиотеке столы, посадочные места, включающие в себя персональный компьютер с клавиатурой, маркированной рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля.
- Удаленные ресурсы электронно-библиотечной системы «Кабис».
- Тренинги, активные методы обучения.
- Консультирование, индивидуальная работа со студентом.
- Специальная педагогическая и психологическая помощь.
- Дисциплина «Инклюзивное образование».
Кадровые ресурсы
Подготовка образовательной программы «Дефектология».
ЕАГИ реализует программы, способствующие формированию инклюзивной образовательной среды, выпуская учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, в условиях реализации образовательных программ:
- «6В01205 – Дошкольное обучение и воспитание»,
- «6В01303 – Педагогика и методика начального обучения»,
- «6В01102 – Педагогика и психология»,
- «6В01606 – История»,
- «6В01701 – Казахский язык и литература»,
- «6В01704 – Иностранный язык: два иностранных языка».
В данные образовательные программы планируется добавить пункт «Условия реализации Образовательной программы для лиц с инвалидностью и ООП» с целью: формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов.
Обеспеченность учебной и научной литературой по проблемам инклюзивного образования:
— приобретено 58 наименований, всего экземпляров 659 шт.;
— по дисциплине «Инклюзивное образование» в фонде учебной и научной литературы имеется: учебной литературы – 9 наименований, 210 экземпляров и учебно-методической, художественной, научной литературы – 6 наименований, 113 – экземпляров.
Мероприятия
Мероприятия по созданию условий социально-психологического благополучия студентов, которые реализуются в виде поддержки и толерантного отношения к студентам со стороны ППС и других сотрудников ЕАГИ, в результате чего студенты отмечают позитивный психологический климат, готовность к социальной активности. На сегодняшний день студенты с ООП имеют достижения не только в образовании, но и в других видах деятельности: науке, спорте, социокультурной деятельности и др.
В ЕАГИ осуществляют адаптацию, социализацию, самореализацию студентов с ООП с помощью следующих ресурсов:
- Психолого-педагогическая служба по сопровождению инклюзивного образования,
- Психологическая служба.
Органы студенческого самоуправления:
- Комитет по делам молодежи,
- Студенческий Парламент,
- Студенческие общественные объединения,
- Клуб психологической поддержки «Сенiм»,
- Инклюзивный клуб «Асыл-жүрек»,
- Научно-методические кружки,
- Старостат,
- Спортивный клуб.